Генералиссимус СУВОРОВ

Человек, солдат, патриот, христианин

Доклад кн. А.А. Трубецкого на международной конференции в 1999 году, посвященной Швейцарскому походу А.В. Суворова в городе Андерматт ( в двух км от Чертога Моста) по случаю 200 лет похода.

Недолгая эпопея А.В. СУВОРОВА в Швейцарии (она продолжалась всего две недели, между Таверном и Шуром) до сих пор, двести лет спустя, является поводом его живого присутствия в местных музеях, недавнего открытия памятника в его честь на перевале Сент. Готард и проведения исторического коллоквиума. Тем не менее этот человек, почти неизвестный в Западной Европе, также знаменит в России, как Бонапарт во Франции.
А ведь его военный гений, высочайшая культура, чувство долга, а также преданность Родине и приверженность христианским ценностям, делают его одним из тех, кто оставил неизгладимый след в истории человечества.

Как пытались спасти Царскую Семью

Александр Евгеньевич ТРУБЕЦКОЙ, после ускоренных офицерских курсов и Николаевского Кавалерийского Училища, служил с 1915 г. офицером Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка.

В конце 1917 г. он вступил в одну из офицерских организаций против большевиков. В начале 1918 г. участвовал в попытки спасения царской семьи. В 1930-х годах Александр Евгеньевич расказал эту экспедицию в журнале «Часовой».

                                                                                ***
Было, как известно, несколько планов и попыток спасти Государя Императора Николая II с семьей из рук большевиков.

В одной из таких попыток мне пришлось участвовать не в роли инициатора или организатора, а в скромной роли рядового исполнителя. Обстоятельства, равно как и несовершенство плана, не позволили привести его в исполнение. Важен, однако, самый факт, что план такой был, что он начал приводиться в исполнение, что на него откликнулись многие, как из военных, так и из штатских, что нашлись люди, готовые на все, чтобы спасти своего Государя и согласно присяге послужить Царю и Родине.

Алексеевский пехотный полк

Смотр Алексеевского полка в Болгарии
Погон полковника Алексеевского полка

                       Алексеевские части носили белые фуражки с синим околышем и синие погоны с инициалой «А», исполненной вязью. Марш алексеевцев  «Пусть свищут пули, льется кровь…» – одна из самых известных песень белых армий.           
            В списке командиров Алекеевского полка, приведенным полк. Кривошеем, намеренно пропущен ген. Ю. К, Гравицкий, первый командир алексеевцев за рубежом, вернувшийся в СССР в 1922 г. (и расстрелянный в 1931 г…). После него,  начальником Алексеевского полка был ген. М.М. Зинкевич. Приведем ниже краткие справки о командирах алексеевцев.

Белые знамена Галлиполи

Знамена Корниловского ударного полка
Галлиполи. Знамена Дроздовского полка

В конце 1921 г. почти все чины Русской армии ген. Врангеля его стараниями были расселяны в балканских странах. Около 17 000 белых воинов (чинов корпуса ген. Кутепова в Галлиполи и казаков с о. Лемнос под командованием ген. Абрамова), прибыло в Болгарию. По условиям договора с болгарскими властями, русскиим частям, сохранившим свою воинскую организацию, предоставлялись для жилья пустующие казармы урезанной после войны болгарской армии. Русские чины должны были содержаться своим командованием, но им не запрещалось искать заработки на стороне. Многие, с весны 1922 г. нашли работу в сельском хозяйстве, другие были заняты на строительных работах. Работали белые русские и в качестве шахтеров: таким образом к концу 1923 г. ок. 1000 чинов Русской армии скопилось на шахте Перник, недалеко от болгарской столицы, и их количество еще возросло в последующие годы.

Зарождение русской армии на чужбине

Белый флот в изгнании

           К 21 ноября 1920 пришли из Крыма в Константинополь все суда, на борту которых спаслось от большевистского террора ок. 145 000 военных чинов войск ген. Врангеля и гражданских лиц. По решению военных властей в категорию гражданских беженцев в обязательном порядке переводились все генералы и штаб-офицеры без назначения, а также (добровольно) ряд категорий строевых военных (старше 43 лет, раненных и больных и пр.) Лишь самым близким родственникам военных чинов разрешалось оставаться при них и сопровождать их в лагеря, предназначенные для частей Русской армии.
           Сразу по прибытию первых кораблей в Константинополь, союзные власти города потребовали выдачи всего оружия русских частей. 18 ноября, ген. Врангель предложил сохранить в каждой дивизии вооруженный батальон в 600 человек и 60 пулеметов. В конечном итоге Русской армии удалось оставить при себе лишь двадцатую часть вывезенного вооружения и отобрано было у нее 45 000 ружей и 350 пулеметов. Для обеспечения содержания русских военных чинов в лагерях (ок. 50 000 человек), французские власти реквизировали товары, вывезенные из Крыма на русских пароходах (чай, кожи, ткани, снаряды, уголь и пр.), оцененные в 110 милионов франков. Сами же русские суда были взяты в залог.
            В 1923 г. была опубикована В.Н. Даватцом и Н.Н. Львовым, оба – участники Крымской эвакуации,  книга «Русская армия на чужбине», повествующая о крымскои исходе и первых годах Русской армии за рубежом. Выдержки из нее приводятся ниже.

Белая эмиграция и венгерская революция 1956 г.

Поверженный Сталин
На советском танке

           Венгерская революция 1956 года длилась менее трех недель но стала первой серьезной угрозой владычеству СССР в Восточной Европе. 23 октября 1956 студенческая демонстрация в Будапеште, организованная в поддержку либерализации политического режима Польши, предпринятой Владиславом Гомулкой, была жестоко подавлена венгерскими силовыми органами. Эти действия властей привели к восстанию в Будапеште, а затем и по всей стране. Пришло к власти новое правительство Имре Надя с программой радикальных реформ, провозгласивше выход Венгрии из Организации Варшавского договора. Сохраняющие до того времени нейтралитет советские вооруженные силы приступили 4 ноября к подавлению восстания в стране и столице. Операция была завершена 10 ноября. В ходе боев погибло ок. 2500 венгров и 700 советский военных. 200 000 венгров бежали за границу.

Как создавался Союз первопоходников

«Ледяной» поход

1-ый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии начался 22 февраля 1918. Под военным командованием ген. Л. Г. Корнилова и гражданском управлением ген. М. В. Алексеева, добровольцы вышли из Ростова, где им не удавалось далее сдерживать наступление красных сил. Целью похода была Кубань: там слабые силы добровольцев (3 423 человека в строю) ожидали найти поддержку и подкрепление. На Кубани их, действительно, поддержала часть казаков, укрепившая ряды добровольцев. Но Добровольческая армия не смогла освободить Екатеринодара от красных и 13 апреля ген. Корнилов был убит вражеским снарядом. Заменивший его ген. Деникин решил вывести армию из Кубанского края в северном направлении. В пути пришла весть о вспыхнувшем на Дону восстании казаков против большевистской власти. Туда 13 мая 1918 Добровольческая армия вернулась в почти удвоенном составе (ок. 6 000 человек). Она прошла более 1000 верст, приняла 33 боя в течение 80 дней,  потеряла ок. 400 человек убитыми и 1 500 ранеными. «Ледяным» 1-ый Кубанский поход был прозван из-за суровых погодных условий на Кубани: при резком похолодании, дождь, замерзая, вызывал оледенение шинелей и покрытие коркой льда раненых на обозах.